Суббота, 12.10.2024, 12:07
Приветствую Вас Гость | RSS

    Официальный сайт филиала МКОУ СОШ №5 г. Алагира в с. Бирагзанг

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 47
МОН РФ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Форма входа

Адаптация первоклассника в школе

Адаптация детей
Адаптация первоклассника в школе


Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенно¬сти их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется при¬вычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблаго¬приятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья

Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс — серьёезное испытание как для вашего ребенка, так и для родителей. Вы с первых дней должны понять, что учеба — это серьезный труд, требующий значительного эмоционального, интеллектуального и физического напряжения.
Наиболее сложный период адаптации — начало школы. Приспособление к школе длится 1,5 месяца. Обучение в школе неизбежно влечет за собой резкое из¬менение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. Поэтому родители должны знать и учитывать психофизиологические особенности младших школьников для сохранения благоприятной динамики работоспособности ребенка.
Иногда родители предъявляют повышенные требования к детям, стремятся к их взрослению, не учитывая возрастных, индивидуальных особенностей детей. Младший школьный возраст — период от 7 до 10 лет. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении в противо¬речивых сочетаниях. Как любое переходное состояние, данный возраст бо¬гат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улав¬ливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание необходимо направлять на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Возрастной интервал от 7 до 10 лет объединяет учащихся начальной школы. В это время скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом. Если во время полоростового скачка ребенок вырас¬тает в среднем на 5 см в год, то в возрасте 7-10 лет — лишь на 2-3 см. в год.
Обменные процессы достаточно стабильны. За сутки организм ребенка расходует от 1000 до 3000 кКал/сут. На индивидуальных обменных процес¬сах базируются рациональные нормы питания. Именно в этом возрасте на¬чинается отчетливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что из¬лишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество жира создает дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоско- стопия, а также раннего диабета.
Следует знать, что на возраст 8-9 лет приходятся важные преобразования пищеварительной системы. Нарушение режима питания, несоблюдение основных правил при выборе пищевых про¬дуктов, их приготовлении приводят к хроническим заболеваниям желудоч¬но-кишечного тракта.
В 6-7 лет идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Идет формирование всех изгибов позвоночника (шейного, грудного, пояс¬ничного). Но окостенение скелета еще не закончено, отсюда большая гиб¬кость скелета. А это большие возможности для занятий физкультурой и спортом. Но эта особенность таит и отрицательные последствия при отсутствии нормальных условий физического развития.
Вот почему необходимо родителям, учителям следить за соразмерностью мебели, за которой сидит школьник, за правильной посадкой за столом и партой — это важнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, условий всей его дальнейшей работоспособности. Если представить, какую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат, когда необходимо детям удерживать «сидячую позу», то можно понять, почему наши дети непоседы. На возраст 7-9 лет приходится макси¬мум игровой двигательной активности детей.
Поэтому на переменах дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями. Сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества. У детей младшего школьного возраста не закончено формирование костей грудной клетки.
Если ребенок не следит за положением своего тела, то это может привести к нарушению осанки. Цель проходит мимо, когда ребенок сидит, тяжело облокотившись на край стола, парты при письме, рисовании.
Позвоночник очень чувствителен ко всем деформирующим воздействиям.
Задачи учителей и родителей:
• следить за соразмерностью мебели;
• следить за весом ранца;
• наблюдать за осанкой детей;
• наблюдать за двигательной активностью.
У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки. Но крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие. Поэтому дети способны к более сильным размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т.д.), но трудно справляются с мелкими, требующими точности.
Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9-11 годам, а запя¬стья — к 10-12 годам. Отсюда понятно, почему младший школьник с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомля¬ется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.
При выполнении графических заданий важно следить:
• за правильным положением тетради;
• за положением ручки (учиться правильно держать ручку, рука не должна быть напряжена, пальцы должны быть чуть расслаблены);
• важна не быстрота выполнения заданий и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения;
• за продолжительностью работы, норма 3-5 минут, а затем отдых, пе¬реключение. Необходимо помнить:
• не следует перегружать ребенка письменными заданиями (родители часто переусердствуют);
• желание переписать плохо выполненное задание не улучшает ре¬зультата, рука быстро утомляется, теряется работоспособность;
• следует уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание штрихование -развитие мускульной памяти).
У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кро¬вью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря боль¬шому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточное коли¬чество крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после 7 лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и сложных функций психической деятельности человека. Изме¬няется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению очень велика — отсюда непоседливость младших школьников.
Сознательная и ра¬зумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необ¬ходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к 7 годам их общий баланс соответствует новым школьным требованиям к дисциплине, усидчивости, выдержке. Часто родители жалуются, что занятия — сплошное мучение, что дети очень невнимательны, не могут работать без отвлечений. Так что несовершенство внимания — естественная возрастная особенность младшего школьника. У первоклассников — незрелость внимания, невелик его объем. Ребенок может или слушать, или приостанавливать работу, или наоборот. К 3-му классу механизмы внимания достигают зрелости, возрастает объем внимания, его устойчивость, прогрессирует распределение внимания, а развива¬ется оно в процессе учебной деятельности, здесь важно влияние учителя.
У младших школьников развито непроизвольное внимание. Дети об¬ращают внимание лишь на то, что им интересно, что привлекает яркостью и необычностью. Способность поддерживать внимание к абстрактным, отвле¬ченным вещам формируется к 9-10 годам. Это вы должны знать, Если хоти¬те чему-либо научить ребенка, создайте ситуацию, в которой цело научения эмоционально значима для ребенка. Простейший вариант-похвала за старание выполнить задание взрослого или удивление, что всё выполнено за¬мечательно. Можно ввести элемент игры, соревновательность. Часто родители замечают, что через 10 минут серьезного занятия ребенок приходит к двигательному беспокойству. Одними окриками и замеча¬ниями отвлекаемость детей не одолеть. И если вы хотите чему-либо научить ребенка, то необходимо создать ситуацию интересную, привлекательную.
Запомните важную мысль- внимание поддерживается интересом. Формирование механизмов произвольного внимания сказывается на возможностях запоминания материала. В 9-10 лет увеличивается объем па¬мяти. На этом этапе обучения нужно приучить ребенка к самостоятельному творческому действию, соответствующему познавательным потребностям. 9-10-летние дети могут многое воспринять, многому научиться, овладеть навыками и знаниями, что предотвращает трудности дальнейшей учебы. Подготовка к школе и успехи взаимосвязаны. Чем больше родители уделяют внимания детям, тем выше родительский уровень притязаний: тем больше надежд, желания успеха, только успеха. Но к сожалению, желания родителей не столь часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда из малыша возлага¬ли столько надежд, а он их не оправдал, и неудачи идут одна за другой. А причины этих неудач могут быть не в уровне интеллектуального развития, а в возрастных особенностях, в резервах его; организма, в состоянии здоровья. Поэтому первые неудачи ребенка, помноженные на непонимание и не¬терпение взрослых, могут отбить у малыша желание учиться.
Поэтому именно сейчас, в трудный адаптационный период, с вашей стороны должна быть поддержка и терпение. Не должно быть места раздражению, окрикам, выяснению отношений, наказанию, ведь это дополнительные стрессовые ситуации, это ребячья боль от непонимания и обиды.
Советы:
• если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть;
• пусть у вас никогда не опускаются руки, вы должны верить в своего ребенка;
• помните, что все дети при освоении новой деятельности проходят следующие стадии: — не понимают, чего от них хотят; — понимают, но не получается; — кое-что получается; — получается все лучше и лучше.

Год учителя

Copyright MyCorp © 2024 Bolotaeva Bella
Хостинг от uCoz