ПОЛОЖЕНИЕ
об элективных курсах предпрофильного обучений учащихся 9-х классов МОУ СОШ № 2 г. Алагира
1. Общие положения
В соответствии с приказом Минобразования России от 2 июля 2002 г. № 2525/17 «О ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования», письмом Минобразования России от 20 августа 2003 г. № 03-51-157ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в ОУ, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/04 учебный год», приказом Минобразования России от 5 декабря 2003 г. № 4509/49 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 28.10.03 № 15-1/10 «О мероприятиях по введениюпрофильного обучения», для самоопределения учащихся 9-х классов в отношении профили-рующего направления собственной деятельности на старшей ступени обучения в МОУ лицее № 120 организуются элективные курсы.
Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения учащимися в рамках конкретного профиля) являются важной содержательной частью профильного обучения на старшей ступени лицея. В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе сочетания курсов трех типов (базовых, профильных, элективных), где элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе.
2. Организация работы элективных курсов
2.1. Базовый объем предпрофильного обучения составляет 102 часа, из них 2 часа в неделю (т.е. 68 часов в год) направляются на краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору (элективные курсы).
2.2. Курсы предпрофильной подготовки (элективные курсы), проводимые в лицее, делятся на два основных вида:
а) предметно-ориентированные.
Задачи курсов данного вида:
• дать ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;
• уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне;
• создать условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору, которые являются наиболее вероятными предметами для профильного обучения в старшей школе;
• формировать у учащихся умения и способы деятельности для решения практически важных задач (учебнаяпрактика, проектная технология, исследовательская деятельность).
Содержание курсов:
Программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, являясь как бы надстройкой профильных курсов и обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.
Ведение курса может быть обеспечено как педагогом лицея, так и специалистом вуза, ссуза в условиях сетевого взаимодействия, выстроенного на муниципальном уровне.
б) межпредметные (ориентационные).
Задачи курсов данного вида:
• создать условия для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов учащихся;
• поддержать мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации;
•
Содержание курсов:
Программы курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и методами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов.
2.3. Формы обучения на элективных курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (коммуникативная, групповая, проектно-исследовательская и т.д.).
2.4. Программное обеспечение элективных курсов:
Реализация содержания предпрофильного обучения обеспечивается программами, утвержденными Минобразованием и науки России. В случае отсутствия программ по профилям, которые были заявлены учащимися, преподавание ведется по программам, разработанным педагогами школы и утвержденным Педсоветом школы на начальном этапе эксперимента, затем
в ИДПОПР.
• Элективный курс ведется по программе, утвержденной Минобразованием России, рекомендованной УО АМС Алагирского района и которая должна удовлетворять следующим условиям:
• учитывать особенности школьников, интересующихся профилями школы;
• знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и интересующих учащихся;
• опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений;
• нацеливать на подготовку к ЕГЭ, олимпиадам;
• уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ,обобщение, рефлексия и систематизация.
2.5. Преподавание элективных курсов ведется по специальному расписанию, с которым учащиеся знакомятся за три дня до их начала.
2.6. Итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности после окончания спецкурсовс выставлением итоговой (балльной) оценки учащимся (1, 2, 3 балла) в журнал спецкурса учителем или специалистом, ведущим курс. Журнал оформляется заместителем директора по УВР до начала его ведения и хранится в учительской.
2.7. Методическое обеспечение элективного курса включает в себя:
• программу курса, пособие для учащихся, материалы для учителя, справочную литературу;
• систему творческих заданий для учащихся, творческие работы учащихся, выполненные в предыдущие потоки, материалы для оказания помощи учащимся в проведении учебной практики, проектной деятельности, исследований;
• оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности;
• педагогические средства для работы курсов (в том числе разработки учителей города, области и т.д.).
2.8. Эффективность преподавания конкретного элективного курса может быть подтверждена:
• анализом отметок по предметам, связанным с элективом;
• количественным анализом набранных баллов учащимися в ходе занятий (1,2, 3);
• количественным анализом проектной деятельности учащихся, количеством проведенных исследовательских работ на элективе;
• проведением анкетирования учащихся, педагогов, целью которого является исследование уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями; • результатами участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах.
2.9. Достижения учащихся на элективных курсах, выраженных в баллах и составляющих школьный компонент, заносятся в состав индивидуальной накопительной оценки - портфолио (раздел II «Курсы по выбору, проекты, творческие работы и социальная практика», п. 1).