Рекомендации
педагогам дополнительного образования по разработке, оформлению и процедуре утверждения образовательных программ и календарно - тематического планирования
Данные рекомендации составлены на основании письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 г.№06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и методических рекомендаций по организации системы дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях .
Основой деятельности педагога дополнительного образования является образовательная программа.
Дополнительные образовательные программы могут иметь следующие тематические направленности (соответствующие направлениям дополнительного образования): Содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной.
- современным образовательным технологиям.
Содержание образовательных программ должно быть направлено:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- укрепление психического и физического здоровья;
- адаптацию к жизни в обществе и социально-педагогическую защиту детей с ограниченными возможностями здоровья.
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание и развитие детей.
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительную записку.
- Учебно-тематический план.
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- Список литературы.
- На титульном листе рекомендуется указывать:
– наименование образовательного учреждения;
– где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка раскрывает:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы их проверки;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, исследовательские конференции и т.д.)
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
6. Список литературы.
Приоритетом выбора дополнительной образовательной программы являются ее востребованность, преемственность, долгосрочность реализации (2, 3, 4 и более лет).
Дополнительная образовательная программа педагога рассматривается на научно-методическом совете или на методическом объединении педагогов дополнительного образования общеобразовательного учреждения, утверждается директором образовательного учреждения и согласовывается заместителем директора, ответственным по функционалу за реализацию дополнительного образования. Ежегодно (независимо от сроков реализации программы) обновляется пояснительная записка, календарно-тематический план, список литературы, другие блоки программы, требующие корректировки.
Если содержание дополнительной образовательной программы направлено на подготовку команды общеобразовательного учреждения к участию в ежегодной городской Спартакиаде школьников, в пояснительной записке к программе дается обоснование необходимости реализации данной программы и указываются причины сменного состава воспитанников объединения.
Количественный состав группы объединения дополнительного образования составляет от 12 до 25 человек.
Расписание занятий объединений дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе.
Не рекомендуется посещение обучающимся занятий более чем в двух объединениях. Возможно совмещение занятий спортивного и неспортивного направлений деятельности. Кратность посещения занятий одного направления рекомендуется не более 2 раз в неделю. Между уроками и занятиями в объединении дополнительного образования у воспитанников должен быть перерыв для отдыха не менее часа.
Начало занятий в объединениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00.ч., а их окончание не позднее 20.00.ч.
Продолжительность занятий воспитанников в учебные дни не должна превышать 1,5 часа (два занятия от 30 до 45 минут с обязательным перерывом между ними не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений). Продолжительность каждого занятия зависит от возрастных особенностей воспитанников и выбранных ими видов деятельности (см. Приложение 3 к СанПин 2.4.4. 1251-03). Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.