Суббота, 12.10.2024, 13:49
Приветствую Вас Гость | RSS

    Официальный сайт филиала МКОУ СОШ №5 г. Алагира в с. Бирагзанг

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 47
МОН РФ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Форма входа

Главная » 2015 » Ноябрь » 19 » Беседа к национальному осетинскому празднику « Джеоргуыба»
20:42
Беседа к национальному осетинскому празднику « Джеоргуыба»

         

18 октября в школе состоялась встреча учащихся 5-11 кл. с представителем Всеосетинского народного общественного движения «Стыр Ныхас» Суановым Виссарионом Ивановичем. Он рассказал детям об истории праздника,ирон фынджы æгъдау.Что принято и что нет во время праздничного застолья? 

        О правилах празднования, которые появляются в последнее время. Мне доводилось видеть, например, взрослых людей собравшихся праздновать Уастырджийы Бæрæгбон с курицей, водкой и тремя пирогами на столе. Они даже не подозревали, что всю неделю блюда из птицы на стол не кладут вообще. Тоже самое касается и свинины. В прошлом и пиво, и араку, и все остальное готовили заблаговременно и специально для этого праздника. Кусæрттаг (бычок или баран) был всегда нывондгонд. К приготовлению подходили с большой ответственностью, заблаговременно очистив свое сознание от всего скверного и грязного. И когда сегодня за праздничным столом, кто-то, после очередной рюмки водки переходит на непристойные выражения и анекдоты, большего кощунства и придумать трудно. Такое праздничное застолье из сакрального общения с Дунесфæлдисæг æмæ йæ сконд зæдтимæ превращается в тривиальную пьянку.  

    Уастырджийы бонтæ начинаются в воскресенье, с забивания жертвенного животного, то есть с Галæргæвдæн. В этот день, а кто не смог на праздник забить бычка и в понедельник, каждая семья с тремя пирогами возносит молитву Богу и Уастырджи. После этого всю оставшуюся неделю соседи и близкие приглашают друг друга, собираются на совместные празднования. В следующий понедельник проходят проводы праздника.  

      В ноябре мы отмечаем самый значимый для осетин праздник, длящийся неделю, а в некоторых больших селах даже дольше. Как правильно называть этот праздник, что он означает и как отмечается? Боюсь не все молодые, а также и многие не очень молодые осетины дадут исчерпывающие ответы на эти вопросы.  

      Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почётное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей, занимает Уастырджи – покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодёжи Осетин, где бы он ни был, и что бы с ним ни случилось, обязательно заручиться поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин…

          Образ Уастырджи пришёл к нам из нашего далёкого прошлого, от наших предков – Нартов. Уастырджи дал жизнь и счастье, героини Нартовского эпоса, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины.

           Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а чтобы показать своё доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастерджи» и т.д. В их воображении он предстаёт высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты – дзуар» - «Покровитель мужчин».

Праздник, как мы уже отмечали, длиться неделю – с воскресенья по понедельник. В понедельник устраивают проводы Джеоргуыба, накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручает его попечительству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению, высказывает пожелание встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.

         Праздник в честь любимого святого приходиться на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов.

          В последние годы Джеоргуыба стал национальным осетинским праздником. Каждая семья готовиться к нему заранее. В каждом доме, в зависимости от материального достатка, приносят жертву в честь праздника, приглашают соседей, родственников, друзей.  

           Георгий – известный воин, служивший при римском императоре Диоклетиане. Он принял христианство и за веру свою был подвергнут долгим мучениям. Отважного воина колесовали: привязали к деревянному колесу, его крутили над доской с железными остриями. Но силы небесные не дали Георгию погибнуть. Наблюдая за многочисленными мучениями воина, всё больше и больше людей обращалось в христианство. После истязаний он был казнён.

          В 324 году молодая римлянка Нина, по отцу родственница Георгия, направилась с благословением на Кавказ. Благодаря проповедям святой равноапостольной Нины народы Кавказа, в первую очередь иверы и аланы, были приобщены к учению Христа, в свих проповедях она рассказывала о мученичестве Георгия. Возможно, именно Св.Нина ввела среди иверов и алан день памяти колесования великомученика. Событие это относят к 10 ноября по юлианскому календарю (23 ноября – по новому стилю).

      Старинная осетинская легенда об истории ноябрьских торжеств в Осетии зафиксирована в работе грузинского историка З.Чичинадзе «История Осетии по грузинским источникам». Благочестивый осетин попросил у Св.Георгия (Уастырджи) право отмечать праздник в его честь не весной, а осенью. Мотивировалось это тем, что во славу Уастырджи он хотел принести в жертву откормленного барана. По легенде Св.Георгий разрешил устраивать осеннее празднество. Празднование – это Джеоргуыба – обросло множеством традиций, преданий, легенд и обычаев. 

 

Просмотров: 1133 | Добавил: bolotaeva | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год учителя

Copyright MyCorp © 2024 Bolotaeva Bella
Хостинг от uCoz